Сейчас, когда активно популяризируется психология, все заинтересованные взрослые знают – по детским рисункам можно понять, что думает и как чувствует себя ребенок. Желая лучше понять своего малыша, помочь ему, многие родители внимательно и настороженно всматриваются в его рисунки. С одной стороны это очень хорошо, а с другой бывает, что неумелое использование психологических знаний приносит вред.

 Рисунки детей ,несомненно, содержат определенную информацию о жизни и переживаниях их авторов.

  Каждый детский рисунок может быть:
 «моментальной фотографией» сиюминутных чувств ребенка;
 выражением чувств мыслей и состояний, которые типичны для малыша;
 отражением картины мира, которая сложилась у малыша;
 результатом послушного следования инструкции взрослого: что, как и каким цветом.
Дети младше 6 лет чаще рисуют свои сиюминутные чувства. Надо заметить, что эти чувства могут меняться в процессе рисования, и рисунок, начатый «про одно», может быть закончен «про другое».
Что рисунок отражает на самом деле, можно узнать только от самого ребенка, если конечно, он захочет рассказать. Дети же далеко не всегда хотят это делать.
Дети старше 6 лет не торопятся раскрывать перед взрослыми те свои переживания, которые, как они знают по опыту, огорчат, взволнуют взрослых или вызовут недовольство родителей.
Если вы все-таки считаете нужным понять «на все сто», что же рисует ваш ребенок, взвесьте  хорошо свои силы. Информация, которую вы получите из детского рисунка, может вас травмировать.
В любом случае, если  вы обсуждаете с ребенком его рисунки и хотите  их интерпретировать, необходимо соблюдать три правила.
Помните, что персонажи рисунка – это только персонажи; не путайте их с реальными людьми.
Ситуация, изображенная на рисунке, может очень напоминать реальную жизненную ситуацию ребенка, но все же   это  вымышленная    ситуация,  и нельзя ее путать с реальной.
Никогда не говорите о чувствах, мыслях и действиях персонажей рисунка как о чувствах, мыслях и действиях реальных людей.

Обычно в пособиях для специалистов психологов перечисляется ряд конкретных признаков, на которые рекомендуется обращать внимание при анализе рисунков детей. Но именно специалисты хорошо знают, что все эти критерии могут играть только вспомогательную роль. Интерпретировать их надо очень осторожно и  обязательно с учетом контекста. 
Ведь, например, черный цвет далеко не всегда выражает негативные эмоции. Это очень «сильный» цвет. След, который он оставляет на бумаге, ярче любого другого.

 
Одна шестилетняя девочка нарисовала все цветы черными. Расспросив малышку узнали, что на даче она видела черные тюльпаны и они поразили ее воображение, показались очень красивыми и необычными.
Если в детских рисунках с формальной стороны все правильно, но почему-то рисунок оставляет ощущение тревоги, тоски или напряжения, это должно насторожить. Взрослому следует насторожиться и в том случае, если рисунок ребенка «идеален» и смотреть на него приятно, но он вызывает ощущение несоответствия реальной жизненной ситуации.
В любом случае, какие бы ощущения ни вызывал у вас какой-то конкретный рисунок он еще не может быть поводом для серьезного беспокойства. Волноваться и думать о посещении психолога следует, если:
Изменилось в худшую сторону поведение ребенка (например, он стал плохо засыпать, просыпаться от кошмаров; сделался  плаксивым или агрессивным, необычно обидчивым, необщительным);
Многие рисунки при рассматривании вызывают у вас неприятные эмоции.
Если поведение и рисунки ребенка вас беспокоят, не следует думать, что, исправив рисунки, вы поможете ему.
Если взрослый будет просто редактировать детские рисунки, он только усугубит проблемы ребенка.
Что бы ни рисовал ребенок, не настаивайте на изменении рисунка. Вы можете выразить свое мнение и чувства по поводу разворачивающихся событий или отдельных деталей рисунка.
Детские рисунки и особенно детские рассказы о том, что нарисовано, содержат много информации о глубоко личном. Но помните, что для ее анализа лучше всего обратиться к специалисту – детскому психологу.