Соколова Ольга Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 54»

Эссе

«Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами!» цикл о Пеппи Длинный чулок. Автор: Астрид Линдгрен

 

Надо прислушаться к голосу ребенка, которым ты был когда-то и который существует еще где-то внутри тебя. Если мы прислушаемся к ребенку внутри нас, глаза наши вновь обретут блеск. Если мы не утеряем связи с этим ребенком, не порвется и наша связь с жизнью. А для этого детей надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание невозможно! Родитель, педагог должен оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. А мы, в свою очередь, не забудем протянуть им свою руку. Но эта рука не должна быть указкой, она должна быть волшебной палочкой, которая мудро указывает и направляет на путь самостоятельности, ответственности, добросовестности, трудолюбия. И сделать это нужно очень корректно, незаметно, так, чтобы ребенок пришёл к этому сам. Чтобы жизнь шла по заведённому порядку, который завели они сами.

Вы, наверное, не раз слышали от своего ребёнка слова: «Я сам!» Все дети в раннем возрасте стараются помогать родителям в работе по дому. И тут главное – своими словами и действиями не дать потухнуть той маленькой искорке их желаний. Ведь не секрет: когда приходишь усталый, если на работе не ладится, передача по телевизору, которую ждёшь с нетерпением... Да мало ли причин, чтобы отказать ребёнку из соображений, что сам сделаешь быстрее, лучше, и ничего не разобьётся, не надо будет переделывать – так этого не хочется... Начинать можно и нужно с малого! Нам стоит лишь набраться терпения и ждать. Важно помнить, что личность ребенка дошкольника только формируется и к полной ответственности ребенок еще не готов, поэтому ждать от него ответственности не стоит, а лишь закладывать в него азы ответственности, самостоятельности которые обязательно разовьются у него позднее. Ведь каждый взрослый примерно помнит, как он становился самостоятельным. Опираясь на личный опыт, он пытается составить примерную воспитательную схему, которой будет придерживаться. Но вот вопрос: не являясь ни психологом, ни педагогом, сможет ли он сделать всё правильно? Не превратит ли своего малыша (конечно, исключительно из лучших побуждений!) в избалованного лентяя или в человека с гипертрофированным чувством ответственности? Поэтому и ответственность за воспитание несем вместе. Все мы, и родители, и педагоги.

В свою очередь, воспитатель должен быть немного волшебником. Почему волшебником? Наверно, нет ни одного человека, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал. Юные души жаждут сказки, чуда, открытия. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес. Приходя в детский сад, ребенок хочет творить, изобретать, и как важно для меня не погасить эту искру самостоятельности, а разжечь пламя. Да, дети сейчас совсем другие, не такие как мы.… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. А для воспитателя важно иметь терпение, сострадание, любить, понимать и чувствовать ребенка. Принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой. Я радуюсь достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…

К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».